КСП обнаружила нарушений на 9 млрд рублей при исполнении областного бюджета в 2019 году
16.06.2020 17:00
Публичные слушания «Об исполнении областного бюджета за 2019 год» прошли в Законодательном Собрании сегодня под руководством председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Натальи Дикусаровой. Участие в них приняли депутаты областного парламента, представители общественных организаций, прокуратуры, Контрольно-счётной палаты и другие.
Как доложила и.о. министра финансов Наталия Бояринова, доходы бюджета в 2019 году составили 194,9 млрд рублей, что на 20% выше уровня 2018 года, расходы выросли на 39% и составили 207,2 млрд рублей. Таким образом, бюджет был исполнен с дефицитом 12,3 млрд рублей. Наибольшую долю собственных доходов (73%) составляют поступления от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. При этом из-за снижения цен на сырье в конце прошлого года, регион недополучил 1,5 млрд от запланированных доходов. В 2019 году на 1 рубль, полученный из федерального бюджета, в вышестоящий бюджет Иркутской областью было перечислено 6,6 рублей. В прошлом году в Иркутской области реализовывалась 21 государственная программа. Расходы на социальную сферу составили 71%, все социальные обязательства перед населением исполнены в полном объеме. Межбюджетные трансферты в местные бюджеты составили 71,5 млрд рублей, из них 11,6 млрд в виде условно нецелевой помощи. Госдолг региона вырос за год на 4,7 млрд рублей и составил на 1 января 2020 года 16,9 млрд, что связано с ликвидацией последствия чрезвычайной ситуации, возникшей в результате наводнения летом 2019 года.
Председатель Контрольно-Счетной палаты Ирина Морохоева отметила, что несмотря на рост доходов областного бюджета, в том числе собственных, по многим важным макроэкономическим показателям в прошлом году наблюдается снижение. Так, индекс промышленного производства по сравнению с 2018 годом снизился на 2,6 процентных пункта, оборот розничной торговли – на 0,9, производство сельскохозяйственной продукции – на 1,9. Рост реально начисленной средней зарплаты также снизился, на 0,2% уменьшилось число занятых в экономике. Ирина Морохоева также отметила, что фактические расходы областного бюджета по итогам годы оказались на 10 млрд рублей ниже запланированных. Региональные проекты в 2019 году были исполнены на 87,3%, не освоенными остались средства в размере 3,1 млрд рублей, из них – 2,4 млрд были получены из федерального бюджета. Кроме того, недостатки и нарушения при поступлении и использовании средств были выявлены на общую сумму 9,1 млрд рублей.
Председатель Иркутского Профобъединения Александр Коротких спросил, как в прошлом году обстояли дела с индексацией заработной платы. И.о. министра труда Наталья Воронцова отметила, что повышение заработной платы в бюджетной сфере производилось за счет дифференциации зарплаты работников, не попавших под реализацию «майских» указов, а также за счет повышения минимального размера оплаты труда. На это Александр Коротких отметил, что в соответствии с постановлением Верховного суда РФ, зарплата должна именно индексироваться в обязательном порядке.
Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, подводя итоги
слушаний, обратила внимание на то, что в прошлом году менее чем на 90% были
исполнены 5 государственных программ, в том числе программа по охране
окружающей среды была исполнена всего на 42%. Между тем, в прошлом году в
регионе обострились давние экологические проблемы, например, серьезные опасения
вызывает ситуация с отходами Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, «Усольехимпрома».
«Необходимо также проанализировать ситуацию с недополученными доходами и
неисполненными расходами областного бюджета, особенно учитывая то, что часть
неисполненных расходов должна была быть направлена на мероприятия по ликвидации
последствий наводнения, - подчеркнула Наталья Дикусарова. – Внимания также
требует взаимодействие с федеральным центром: надо работать над расширением
участия в национальных проектах и ростом объем средств из федерального бюджета.
Сегодняшняя пропорция – 1 рубль из федерального бюджета взамен на 6,6 рублей
перечисленных в вышестоящий бюджет из казны Иркутской области – это не самый
лучший результат для региона».
Законодательное Собрание Иркутской области на 24-й сессии приняло во втором чтении проект закона «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Работа над законопроектом будет продолжена в третьем чтении. Председатель Законодательного Собрании Сергей Сокол отметил, что депутатам в рамках второго чтения удалось увеличить расходы на ряд социально значимых проектов. «Мы добились увеличения на 200 миллионов рублей проекта «Народные инициативы», теперь общий объем финансирования проекта в следующем году составит 850 млн рублей.
Работу над проектом закона об областном бюджете во втором чтении обсудили на совещании, которое провел сегодня председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол, вице-спикеры областного парламента, председатели и заместители председателей постоянных комитетов и комиссий ЗС. Также обсуждалось, какие темы должны быть вынесены на обсуждение в рамках правительственных, муниципальных и депутатских часов на сессиях в следующем году.
Вопросы социальной поддержки жителей региона и помощь муниципалитетам остаются самыми важными для депутатов при рассмотрении проекта областного бюджета на предстоящий трехлетний период. Об этом заявил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол по итогам принятия в первом чтении проект закона «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» на 23-й сессии.
Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-эконмическому и налоговому законодательству, заседание которого прошло сегодня под председательством Натальи Дикусаровой, одобрил проект закона «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 статьи 13 Закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Инициатором законопроекта, который направлен на сокращение разрыва между объемами средств, необходимыми для исполнения полномочий городских округов и муниципальных районов, и их фактическим их поступлением в соответствующие бюджеты, стал мэр Ангарского городского округа Сергей Петров.
Представители общественности и муниципальных образований на площадке Законодательного Собрания Иркутской области рассмотрели проект закона «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Обсуждение финансового документа состоялось в рамках публичных слушаний, прошедших под руководством председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Натальи Дикусаровой.
В муниципалитетах региона постоянно не хватает средств на исполнение своих полномочий. Об этом было заявлено на совещании спикера Законодательного Собрания Иркутской области Сергея Сокола с председателями профильных комитетов и комиссий областного парламента по вопросам формирования регионального бюджета на 2020 год.
Темы сбалансированности местного бюджета, а также участия в государственных программах обсудил председатель спикер ЗС Сергей Сокол с мэром Братска Сергеем Серебренниковым. По словам мэра города, для стабильного завершения финансового года городу необходимы дополнительные финансовые средства на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, в частности, педагогам.
Вопрос о формировании бюджета Иркутской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов рассмотрели в рамках Парламентской школы, организованной Законодательным Собранием для депутатов и глав муниципальных образований. Говоря о значимости проведения такого обучения для представителей территорий, которое стало уже традиционным, спикер областного парламента Сергей Сокол отметил важность обратной связи и регулярного обмена информацией между разными уровнями власти.
На 22-й сессии Законодательного Собрания приняты законопроекты, касающиеся предоставления налоговых льгот. В частности, принят в окончательном чтении проект закона «О внесении изменения в пункт 2 статьи 2 Закона Иркутской области «О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области «О налоге на имущество организаций», которым предлагается продлить льготы по налогу на имущество для муниципальных образований еще на год.
Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области, заседание которого прошло сегодня под председательством Натальи Дикусаровой, рекомендовал принять в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты». Проект закона направлен на приведение в соответствие с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также на совершенствование межбюджетных отношений.
Доходы бюджета Иркутской области в 2014 году составили 99,1 млрд рублей, что на 7% больше показателя предыдущего года, расходы выросли на 2,4% и составили 110 млрд, дефицит снизился на одну треть и составил 10,9 млрд рублей. Об этом сообщил первый заместитель министра финансов Иркутской области Александр Каневский.
Почти 700 миллионов рублей планируется направить в Иркутской области на сферу образования. Еще 167 миллионов выделят на обеспечение лекарствами отдельных категорий граждан. Всего перераспределение расходов коснется 18 государственных программ. Об этом сообщила сегодня на заседании комитета по бюджету депутат Законодательного Собрания Наталья Дикусарова.