Авторизация на сайте
Николай Труфанов: «Развитие речной отрасли - катализатор транспортно-промышленного кластера Приангарья»
27.07.2012

Николай Труфанов: «Развитие речной отрасли - катализатор транспортно-промышленного кластера Приангарья»

Ирина Кульгавая, Газета Комсомольская правда. Иркутск

В последние годы очень активно обсуждается вопрос формирования территориально-производственных кластеров и кластерного развития крупнейших месторождений и инфраструктурных проектов в Восточной Сибири и в Иркутской области в частности. Наш собеседник - депутат Законодательного собрания Иркутской области, генеральный директор ООО "Верхнеленское речное пароходство" Николай Труфанов.

- Что, на Ваш взгляд, кластерная модель развития может дать Иркутской области?

- Иркутская область - это настоящая кладовая природных ресурсов. Мы располагаем таким потенциалом, о котором многие страны могут только мечтать. Лес, месторождения золота, калийных солей, угля, углеводородов, нефти... Особо прорывных решений, касающихся развития Сибири, не принято. С приходом нового губернатора - Сергея Владимировича Ерощенко, профессионально знающего тему, - ситуация, я уверен, изменится. Считаю крайне необходимым разработать и принять на региональном уровне основополагающий, на мой взгляд, документ - комплексную программу развития Иркутской области. Я твердо убежден, что часть направлений программы должна быть представлена на рассмотрение и в Правительство России. Программа должна включать в себя не только освоение природных богатств и вывоз сырья на экспорт. Необходимо создавать предприятия по производству продукции газохимического сектора, минеральных удобрений, комплексов по глубокой переработке леса. Нам нужно увеличивать количество обрабатывающих производств. На сегодня их доля составляет лишь 20%.

Очевидно, что сейчас надо искать прорывные, и в первую очередь инновационные решения, наиболее привлекательные для инвесторов. Развитие Сибири и других восточных регионов должно быть основано на их все более эффективной интеграции - как в экономику России, так и в общемировые рынки.

- Что для этого нужно сделать?

- Общие тенденции развития мировой экономики показывают, что все более определяющим значением в развитии реального сектора экономики и, как следствие, повышения уровня жизни становится совершенствование существующей и создание новой транспортной инфраструктуры Сибири. Не раз отмечалось, что по территории, к примеру, Иркутской области, проходят международные трансконтинентальные коридоры. А это дает реальный шанс нашему региону играть роль не просто одного из звеньев транспортной цепочки, интегрирующей в Европейскую Россию и Дальний Восток, а позиционировать себя одним из основных игроков в данных регионах и в определенных сегментах рынка. Иркутская область может стать мостом между Европой и странами АТР. Ведь Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из самых динамично развивающихся в мире. И здесь для нас существуют огромные возможности по открытию новых рынков и использованию своих национальных преимуществ. Сейчас в страны АТР через Иркутскую область идет всего 3% объема торговли! Ситуацию нужно изменить, область должна стать центром международной транспортной логистики, центром международной торговли. И торговать мы должны не только сырьем, но и собственной продукцией!

У нас есть несколько крупных узлов, где пересекаются автомобильный, авиационный, железнодорожный и водный транспорт. Одним из таких является город Усть-Кут, который может стать центром транспортного кластера. Это предусматривает строительство второго пути БАМа, развитие и укрепление водного транспорта на Верхней Лене. Одной из опорных точек такого кластера вполне логично может стать Осетровская РЭБ флота, которая существует с 1932 года. Именно с Осетровской РЭБ флота исчисляется история сегодняшнего ООО "Верхнеленское речное пароходство".

- Значит, в этом году Ваше предприятие можно поздравить с юбилеем?

- Да. Нам нынче исполняется 80 лет. Позволю себе небольшой экскурс в историю. В 1932 году по распоряжению Наркомвода Управление Ленского пароходства создало в районе Осетрово отстойный пункт. Местом была избрана протока за островом Семеновский на правой стороне реки Лены, выше устья речки Брагина. Это делалось для того, чтобы до прибытия основного флота, зимующего в затонах города Киренска, оставшиеся здесь на зиму суда сразу же после ледохода перевозили стратегически важные грузы Крайнего Севера и северных районов Иркутской области по Ангаро-Ленскому тракту. Первые годы своего существования затон, находившийся в ведении Осетровской пристани, не имел никаких ледозащитных сооружений и технического оснащения для ремонта флота. Он был лишь отстойным пунктом для малочисленного и мелкотоннажного несамоходного деревянного флота, который вытаскивался на берег острова для спасения от весеннего ледохода.

С 1937 года Осетровский затон стал постепенно развиваться. Были построены небольшие производственные помещения для слесарно-механического отделения, оснащенного токарным и сверлильным станками, слесарными верстаками и силовой установкой, мощность которой составляла всего 50 киловатт. В верхней части протоки были сооружены примитивные деревянные ледорезы для защиты кораблей от весенних льдин, что дало возможность ставить на зимний отстой и несложный ремонт 8-10 единиц самоходных паровых судов средней мощности. Такое использование затона было рентабельным, поэтому в 1954 году решением пароходства он был объединен с существующей в то время нерентабельной верфью деревянного судостроения, расположенной ниже по течению на расстоянии километра. На их производственных площадках и создан Осетровский судоремонтный завод.

Через 5 лет решением министра Речного флота РСФСР Осетровский судоремонтный завод был разделен на два самостоятельных предприятия - ремонтно-эксплуатационную базу флота и судоверфь металлического судостроения. С разделением предприятия вся территория, производственные и жилые здания на правом берегу реки Лены, находящиеся в ведении судоремонтного завода, перешли в ведение Осетровской РЭБ флота Ленского речного пароходства.

В 1962 году решением Минречфлота РЭБ была реорганизована и введена в состав Осетровского речного порта как цех технической эксплуатации, а через 8 лет Минречфлота снова вывел РЭБ из состава речпорта и передал в подчинение Управлению Ленского речного пароходства.

В 1983 году на площадке старого аэропорта города Усть-Кута построена и сдана в эксплуатацию новая РЭБ (промышленная площадка с цехами, котельной, акваторией, административным управлением). 10 ноября 1993-го Осетровская РЭБ флота акционировалась, выйдя из состава ЛОРПа (Ленское объединенное речное пароходство, г. Якутск). Получив Свидетельство о государственной регистрации, приобрела самостоятельность и новое название - "Акционерное общество открытого типа (АООТ) "Осетровская РЭБ флота", а вскоре 100-процентным капиталом учредила Осетровскую судоходную компанию. На протяжении нескольких лет компания развивалась, крепла и по согласованию с Министерством транспорта Иркутской области была переименована в ВЛРП.

В 2008 году в Верхнеленское речное пароходство объединились несколько транспортных компаний. В их числе владельцы причалов на реках Лена и Витим, судов, перевозчики-автомобилисты и др. Таким образом, Верхнеленское речное пароходство получило значительное конкурентное преимущество - в первую очередь в оказании услуги сквозной доставки грузов. Имея собственные транспортно-логистические схемы, пароходство предлагает клиентам наиболее эффективные способы доставки.

- А каковы реалии сегодняшнего дня?

- В этом году ООО "ВЛРП" совершило, можно сказать, прорыв в создании транспортного кластера с выходом на международный рынок. Поясню. В 2011 году ООО "ВЛРП" приобрело 2 судна класса "река-море". В межнавигационный период мы эти суда отремонтировали должным образом, и теперь они готовы доставлять грузы вверх по Лене, по Северном морскому пути.

Эта схема экономична с точки зрения времени. За две недели два морских немецких теплохода СТК-10-28 и СТК-10-12 прошли путь от Санкт-Петербурга до порта Тикси. Так что этот маршрут станет прекрасной альтернативой сухопутным перевозкам, так как грузы будут доставляться быстрее и дешевле. Сейчас их доставка из Питера до Тикси, с учетом использования железнодорожного и речного транспорта, занимает несколько месяцев, а при отправке в отдаленные регионы Севера - до полугода. Сегодня принято решение и оформляется сделка по увеличению количества морских судов, в связи с положительными результатами работы ранее приобретенных класса "река-море". Те, которые компания планирует приобрести - "Балтийский-107" и "Балтийский - Василий Малов", - имеют грузоподъемность на 40% больше, чем у приобретенных ранее. Соответственно, и эффективность у этих судов выше. На сегодняшний момент мы имеем заявку, согласно которой отрабатывается вопрос поставки грузов по маршруту Швеция - Санкт-Петербург, Санкт-Петербург - Тикси (по реке Лене до поселка Витим) для одной из крупнейших компаний нашего региона - ОАО "Верхнечонскнефтегаз". Это будет пилотный проект нового уровня, новой политики, что подтверждает правильно выбранную стратегию развития нашей компании. Подобная транспортная логистика является новым направлением в работе транспорта Иркутской области.

Между тем генеральным направлением деятельности ООО "ВЛРП" по-прежнему остается наш речной флот. Не могу не сказать о коллективе, которым по праву можно гордиться. В ООО "ВЛРП" работают высококлассные специалисты, настоящие профессионалы, истинные патриоты нашего предприятия.

- Какое место в региональной транспортной инфраструктуре занимает речная отрасль?

- Общепризнан тот факт, что речная отрасль является инфраструктурной основой социально-экономического развития северных территорий, Иркутской области в частности. Сегодня Верхнеленское речное пароходство, осуществляя перевозки по Лене из порта Осетрово в порты Республики Саха (Якутия), сотрудничает с ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Верхнечонскнефтегаз", ООО "Шлюмберже Восток", администрациями северных районов Иркутской области. Мы являемся основным оператором по перевалке контейнерных грузов, нефти и нефтепродуктов из Усть-Кута дальше на Север. Речники как никто другой заинтересованы в четких логистических схемах, во взаимодействии с нашими ближними и дальними соседями.

- Какие еще задачи Вы видите в числе приоритетных?

- Во-первых, нужно развивать коммуникации в полосе транссибирского пути. Во-вторых, обратить пристальное внимание на строительство второй линии БАМа. Построить, наконец, автодорогу "Вилюй". Отрадно, что первые шаги в этом направлении уже делаются - Управление дороги "Приангарье" в этом году вплотную приступило к решению этого вопроса. Крайне важно наращивать объемы пассажирских и грузовых перевозок, причем не только на железнодорожном, но и водном транспорте. Это даст новый импульс к развитию севера области. Появится возможность осваивать богатейшие месторождения, люди получат работу, а областной бюджет - необходимые налоги.

Нужно разработать и принять программу, которая позволила бы не только сохранить, но и поступательно развивать речную отрасль Иркутской области. Программу, которая будет способствовать ускорению грузопотоков и снижению транспортных издержек в экономике, повышению конкурентоспособности транспортной системы региона области и реализации ее транзитного потенциала.

Мы надеемся, что знание проблем отрасли губернатором Сергеем Ерощенко позволит нам сделать акцент на развитии речного и других видов транспорта региона. Это скажется на комплексном развитии отрасли как в Ленском, так и Байкало-Ангарском бассейнах. Крайне важно проводить политику компенсации из бюджета области пассажирских перевозок, которые без поддержки не могут быть рентабельными. Доказательством тому служит отсутствие пассажирской линий Осетрово - Жигалово - Бодайбо - Мама - Витим.

К основным задачам программы можно отнести разработку федеральными органами исполнительной власти действенного механизма не только компенсации судоходным компаниям и пароходствами затрат на покупку нового флота, но и на модернизацию, капитальный ремонт существующего судоходного парка. Программа должна способствовать созданию режима благоприятствования предприятиям отрасли, зарегистрированным на территории области и осуществляющим перевозки по рекам Лена и Ангара. А также обеспечению интересов и усилению лоббистской политики Иркутской области по организации речных перевозок в бассейне реки Лены. В конечном итоге это благоприятно скажется на социально-экономическом климате региона.

Номер газеты выходит накануне Дня рождения Усть-Кута. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей города с его славной 381-й годовщиной со дня основания и 86-летием Усть-Кутского района. От души желаю северянам счастья, здоровья и успехов во всех начинаниях! Также хочу пожелать уверенности в завтрашнем дне, оптимистического восприятия мира, от которого зависит активная жизненная позиция человека, стремящегося делать лучше свою жизнь, жизнь своих детей и жизнь своего района. Процветания, стабильности и благосостояния!


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Календарь событий

<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
Сегодня 25 февраля
Состав, график, работа
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации